Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Издательское дело

Что из себя представляет российский рынок прозы: авторы, зарплаты и жанры


Каждый начинающий писатель мечтает стать Стивеном Кингом или Джоан Роулинг, зарабатывать миллионы юаней (или хотя бы рублей), подписать права на экранизации и собрать дома книжный шкаф (или хотя бы полочку) из своих изданий. Но прежде чем приступить к работе и заняться написанием первого романа, неплохо было бы сначала изучить рынок и понять, что пользуется спросом, что заранее обречено, а что уже исследовалось десятки раз. Конечно, универсального рецепта бестселлера не существует в природе (или те, кто его изобрёл, молчат как рыбы), но знание существующих трендов или понимание того, что будет востребовано в будущем, способно значительно упросить работу.

Объёмы рынка

Согласно статистике, российский книжный рынок в 2019 году составлял 96 миллиардов рублей, в пандемийном 2020 году его оборот сократился до 84 миллиардов рублей, а объём рынка в 2021 году оценивается в 95–99 (цифры расходятся) миллиардов рублей.

В эту сумму включены абсолютно все сегменты рынка, от художественной литературы и нон-фикшена до детских книг и учебников. Если брать отдельно рынок художественной литературы (и прозу, и поэзию), то его размеры от года к году менялись довольно заметно. Согласно данным издательства «ЭКСМО», в 2019 году рынок художественной литературы занимал 22 % от общего объёма рынка, в 2020 — 19 %, а в 2021 вырос до 27–30 %. Статистики о соотношении прозы и поэзии в открытом доступе нет.
Самые популярные авторы на рынке отечественной прозы

Каждый год издание Forbes составляет рейтинги самых продаваемых книг по итогам года. Из года в год в топы попадают примерно одни и те же авторы, новичков в рейтинге — раз-два и обчёлся.


В последние три года в первой десятке фигурировали следующие имена:

  • Дина Рубина — «Наполеонов обоз», 1 том (58 тысяч экземпляров), 2 том (88 тысяч) и 3 том (94 тысячи);
  • Татьяна Устинова — «Камея из Ватикана» (115 тысяч);
  • Александра Маринина — «Отдаленные последствия» (в двух томах, суммарный тираж — 115 тысяч копий), «Другая правда» (в двух томах, суммарный тираж — 100 тысяч), «Безупречная репутация» (в двух томах, суммарный тираж — 92 тысячи);
  • Виктор Пелевин — «Искусство лёгких касаний» (62 тысячи), «Непобедимое солнце» (116 тысяч), «Трансгуманизм inc.» (106 тысяч);
  • Гузель Яхина — «Эшелон на Самарканд» (135 тысяч копий).

А вот Дарья Донцова, некогда безоговорочный лидер рейтинга, из первой пятерки выпала — её новые книги расходятся всё меньшими и меньшими тиражами. Однако Донцова берёт большими бэклистом — если брать в расчёт все проданные за год книги автора, то Донцова в лидерах. В 2021 году было продано свыше 745 тысяч экземпляров её книг. В первую тройку также попали другие гиганты детективного жанра — Александра Маринина (485 тысяч экз.) и Татьяна Устинова (478 тысяч).

Влияют ли на продажи премии?

Новые книги Донцовой, Устиновой и Марининой могут продаваться сотнями тысяч экземпляров, но в лонг- и шортлистах крупнейших российских литературных премий их не встретить. За направление так называемой премиальной литературы, большой прозы, отвечают совсем другие авторы — Евгений Чижов, Леонид Юзефович, Марина Степнова и Ксения Букша.

Вот только вручение премий не сильно сказывается на читательской популярности, и тиражи лауреатов той же «Большой книги» не превышают десятка тысяч экземпляров. Однако бывают и исключения. К примеру, любимец литературных премий Евгений Водолазкин может похвастаться и признанием обычных читателей. Продажи его последних книг «Оправдание острова» и «Брисбен» достигли отметки в 50 тысяч копий, а суммарный тираж наиболее известного романа автора «Лавр» превысил четверть миллиона экземпляров.

Сколько зарабатывают российские писатели?

Конкретную сумму гонораров российских авторов знают только сами авторы и те люди, которые выплачивают им эти гонорары.

Согласно заверениям знатоков, средние заработки писателей могут варьироваться от 25–30 тысяч за книгу у начинающих до 150–200 тысяч у уже сложившихся литераторов. Литературный агент Юлия Зайцева отмечает, что топовые авторы могут рассчитывать и на семизначные суммы за одну рукопись, но имена этих топов можно перечислить по пальцам обеих рук: Маринина, Рубина, Донцова, Устинова, Пелевин, Борис Акунин, Дмитрий Глуховский, Захар Прилепин, Олег Рой, Антон Чиж, Гузель Яхина да Сергей Лукьяненко.

Долгое время российский рынок был привязан к продажам бумажных книг, но в последнее время всё больший вес начинают приобретать электронные публикации. Согласно последним оценкам, доля рынка электронных книг не превышает 10 % от общего объёма, однако к практике эксклюзивных цифровых релизов начинают прибегать даже такие популярные авторы, как Олег Рой, Андрей Чиж и Сергей Лукьяненко.

Одно из преимуществ электронных площадок перед традиционными издательствами заключается в более высоком проценте роялти. Если с каждой проданной бумажной книги автор вправе рассчитывать на 10–30 % от издательской отпускной цены, то в случае с электронными площадками наподобие Author.Today или «Литрес» рояли может достигать 35–50 %. Согласно отчётам «Литрес», в 2019 году 11 топовых авторов платформы заработали свыше 1 миллиона рублей каждый.

Что из себя представляет рынок переводной литературы

Рынок переводной литературы прямо сейчас переживает серьёзную трансформацию. Последние годы места в топе продаж занимали одни и те же люди — авторы с уже сложившимся именем и сформировавшейся аудиторией, скорее всего работающие в таких жанрах, как триллер, детектив или мистика. Если в рейтинг и попадали новые имена, но абсолютными новичками их назвать было нельзя — это были абсолютные бестселлеры с уже существующей историей успеха на западе, например «Безмолвный пациент» Алекса Михаэлидиса или «Внутри убийцы» Майка Омера. Совокупные тиражи топов могли превышать 100 тысяч экземпляров, в то время как средние тиражи обычных переводных иностранных книг в последние годы сократились до 1500–3000 экземпляров.


Согласно рейтингам журнала Forbes, в последние годы в топы продаж попадали следующие зарубежные авторы:

  • Дэн Браун — «Происхождение» (свыше 400 тысяч копий);
  • Фредерик Бакман — «Тревожные люди» (84 тысячи);
  • Роберт Гэлбрайт — «Смертельная белизна» (64 тысячи), «Дурная кровь» (89 тысяч);
  • Майк Омер — «Глазами жертвы» (78 тысяч), «Внутри убийцы» (132 тысячи);
  • Алекс Михаэлидис — «Безмолвный пациент» (89 тысяч), «Девы» (39 тысяч);
  • Ю Несбё — «Жажда» (31 тысяча), «Кровь на снегу» (20 тысяч), «Нож» (69 тысяч), «Ревность» (34 тысячи);
  • Стивен Кинг — «Чужак» (90 тысяч), «Институт» (81 тысяча), «Будет кровь» (37 тысяч), «Позже» (52 тысячи), «Билли Саммерс» (пока что 35 тысяч копий, но книжка поступила в продажу только в апреле 2022 года).

Стивен Кинг вообще является одним из самых продаваемых авторов на российском рынке. Начиная с 2019 года, Кинг обходит по продажам Донцову. В 2019 году в России было продано свыше 1 миллиона книг короля современной прозы, а всего же с 2016 по 2022 год россияне приобрели свыше 6,6 миллионов книг автора!

Однако последние события поставили дальнейшее сотрудничество с западными авторами под угрозу: некоторые издатели и писатели (например, тот же Стивен Кинг) открыто выступили против российской спецоперации в Украине, а даже если издатели и агенты не против продолжить сотрудничество, из-за нестабильного курса рубля и ограничений на вывод иностранной валюты из России заключение новых договоров и продление старых фактически поставлено на паузу.

Многие издатели говорят, что будут переориентироваться на восток. Собственно говоря, экспансия китайской, японской и корейской литературы на российский рынок началась ещё раньше: в России приобретают популярность корейские дорамы, начал выходить популярный в Японии фэнтези-цикл «Ятагарасу», готовится к выходу первая книга популярного китайского автора Гу Шу «Белая рыба. Сказания о Бай и Ю». И если текущая обстановка не изменится, восточных имён на прилавке станет только больше.

Какие самые популярные жанры в прозе?

В середине апреля 2022 года состоялась очередная Большая авторская конференция «ЭКСМО». В рамках конференции руководители и редакторы издательства рассказывали о том, какие книги пользовались популярностью в последнее время. Художественную прозу представляли директор редакции художественной литературы Александра Шипетина и главный редактор Екатерина Панченко.


Согласно их выступлению, сегодня в тренд попадают следующие направления:

  • Young Adult — литературное направление, рассчитанное в первую очередь на «молодых взрослых» — читателей в возрасте от 12 до 20 лет, хотя верхней границы в традиционном понимании не существует — читать Young Adult можно и в 30, и в 35. Young Adult — это именно направление, а не жанр. К YA могут относиться и детективы, и триллеры, и фэнтези, и фантастика, и сентиментальная литература, ключевую роль здесь играет не жанр, а именно ориентация на подростковую аудиторию. К популярным в России романам направления Young Adult относятся цикл Лии Арден «Мара и Морок» (совокупный тираж свыше 500 тысяч копий), «Синтонимы» и «Воскресни за 40 дней» Медины Мирай (совокупный тираж почти 700 тысяч копий), «Мятная сказка» Александра Полярного (совокупный тираж почти 500 тысяч экземпляров);
    романы о себе, своей семье и отношениях с окружающими, в том числе сентиментальная литература и книги о личных проблемах на фоне мировых кризисов: поиски себя во время чумы, любовь во время мировой войны, расставание на фоне апокалипсиса и так далее;
  • книги о безопасности и привычном комфорте, милые и не вызывающие тревогу сочинения, мемуары;
  • книги для побега от реальности — так называемая эскапистская литература: фэнтези, фантастика, книги о других культурах, любовные романы, авантюрные и приключенческие книги;
  • контролируемый хаос — детективы и триллеры, литературные аналоги сериала LOST, сказки и их переосмысления.

Наличие детективов в этом списке не должно смущать: для многих читателей написанные по всем канонам жанра детективы также могут считаться эскапистской или даже безопасной литературой, ведь в конце зло обязательно будет наказано, преступник пойман, а добро победит.

Ещё одно популярное направление книг — это классика. Каждый год в топы продаж попадают «1984» Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайлда (свыше 120 тысяч экземпляров только за 2021 год), книги Эрнеста Хемингуэя, Эриха Марии Ремарка и Габриэля Гарсиа Маркеса.

А что будут читать завтра?

На той же Большой авторской конференции «ЭКСМО» Екатерина Панченко и Александра Шипетина попытались предсказать, какие книги будут популярны через год. Итак, если вы собираетесь садиться за написание романа не сегодня, так завтра, обратите внимание на следующие тренды:

  • ретро и ностальгия по безопасному прошлому, в том числе ретро-детективы, исторические любовные романы, ностальгические истории о счастливом детстве;
  • книги о первооткрывателях, изобретателях и просветителях, так называемая безопасная героика;
  • катастрофы, футурология и экология: фантастика, фэнтези, апокалипсис и постапокалиптика — для тех, кому недостаточно творящейся за окном жести;
  • экстрасенсорика: эзотерика и мистика, книги о мировых заговорах, духовных практиках, предсказания и гадания.

Возможно, разные тренды можно комбинировать между собой и писать исторические детективы с участием просветителей и изобретателей прошлых веков, а также детективы про тарологов (можно современных). Например, роман о том, как Крузенштерн и Лисянский в Антарктиде пришельцев нашли… или расследовали загадочные убийства на борту «Надежды» и «Невы». А вот, например, целый кладезь сюжетов — мемуары начальника петербургской сыскной полиции Ивана Путилина — человек 40 лет ловил грабителей и убийц, тут на целый цикл хватит.


Рубрики