Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Вдохновение

Плохой пример: чему может научиться молодой писатель у Достоевского


Писатель, гуманист, недооценённый при жизни талант, ревнивый муж и впечатлительный человек, игрок и гуляка… Каких только сравнений не писали рядом с именем Достоевского, ругали и хвалили, завидовали и восхищались. Однако кое-чему поучиться у Фёдора Михайловича действительно стоит. И начнём мы, пожалуй, с ошибок! Собираем самые известные факты в портрет знаменитого писателя.

Достоевский писал про циклопов

Все мы делаем ошибки, когда пишем. Кто-то не дружит с запятыми, кто-то — с деепричастиями и глаголами, насаждая отглагольные существительные. А Фёдор Михайлович создал толпу одноглазых людей.

В романе «Идиот» в описании казни есть фраза «Кругом народ, крик, шум, десять тысяч лиц, десять тысяч глаз…» и вот с лёгкой руки писателя и человеческого фактора при редактуре мы получили толпу циклопов. В одном из лучших произведений классика! Смешно и забавно, немножко обидно. Ореол величия писателя будто развеялся.

В романе «Подросток» героиня Дарья Онисимовна превратилась в Наталью Егоровну. Внезапно и бесповоротно, хотя смена имени в то время не была запрещена (шутка). Обычно подобные ляпы бывают, когда публикуются черновики и идёт выкладка романа частями. Раньше так печатали в журналах, сейчас выкладывают на порталах самиздата. Проду! Срочно нужно написать проду!

В «Преступлении и наказании» знаменитый круглый стол овальной формы стал визитной карточкой ляпов. Но он не единственный. Как вам смена пола у ребёнка семейства Мармеладовых, который из Лиды стал Лёней? Внезапно и неудивительно для наших современников.

Казалось бы, досадные ошибки, а ведь великий писатель должен быть идеален и непогрешим. Но это миф. Все делают ошибки: в начале карьеры чуть больше, в расцвете — чуть меньше. Это нормально. Особенно, когда пишешь книгу за двадцать восемь дней, как Достоевский написал «Игрока».

Негативные отзывы в работе

Многие современные писатели говорят о том, что негативные отзывы лишают вдохновения и муза улетает. В социальных сетях идут споры на эту тему, блогеры и литераторы дают советы, авторы всё отрицают и никто не приходит к консенсусу. Во времена Достоевского негативные отзывы были нормой, печатались на всеобщее обозрение в журналах, никто о музе писателя не заботился.

И это закаляло. Фёдора Достоевского ругали Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Тургенев, Глеб Успенский, Иван Бунин и только критик Белинский, говоря о повести «Бедные люди», отметил: «Пока ещё трудно определить решительно, в чём заключается особенность, так сказать, индивидуальность и личность таланта г. Достоевского, но что он имеет всё это, в том нет никакого сомнения».

Писатель Глеб Успенский упрекал Достоевского:

«Редкие описания в его романах бесцветны и банальны до невозможности, а кроме того — потрясающе небрежны».

После выхода романа «Бесы» литературное сообщество всколыхнулось и выдало большую порцию негатива. Иван Тургенев по воспоминаниям Германа Лопатина считал, что выводить в романе всем известных лиц, окутывая и, может быть, искажая их вымыслами своей собственной фантазии, значит выдавать своё субъективное суждение за историю, лишая в то же время описанных лиц возможности защищаться от нападок. Благодаря главным образом последнему обстоятельству он считал такие попытки недопустимыми для художника.

Критик Осип Сенковский язвительно написал про «Бедных людей»:

«Всё у него миньонное: идеечка — самая капельная, подробности — самые крошечные, сложок — такой чистенький, пёрышко — такое гладенькое, наблюденьице — такое меленькое, чувства и страстицы — такие нежненькие, такие кружевные, что, прочитавши, невольно воскликнул я: премиленький талантик!..».

И много других примеров можно найти, где нелестно отзывались о писателе, его творчестве или качествах. Перестал Достоевский после этого писать? Нет. Изменил что-то в своей работе? Да.

Такому отношению к критике можно поучиться, когда из многоголосия знатоков отсеиваются действительно важные вещи.

Например, как писал Фёдор Михайлович всё быстро и в цейтноте — так и писал. Напоминает работу перед дедлайном, не правда ли?

А вот редакцию «Людей» перед очередным выпуском писатель исправил и «бальзаминчики» из текста исчезли. Стало лучше? Дело вкуса. Но если можно сделать свой текст лучше, почему бы не прислушаться к критикам.

Негативные отзывы — конструктивные или эмоциональные — часто несут пользу автору и, только принимая их чересчур близко к сердцу, можно начать страдать. А если отнести негативный отзыв к своей работе, отделив от себя, может получиться продуктивное улучшение. И даже если напечатанную книгу доработать уже нельзя (и то не факт), то всегда можно сделать выводы на будущее.

Немного о личности

Можно много говорить о работе Достоевского, но нельзя пройти мимо его нетривиальной личности. Поэтому после ляпов и критики мы немного заглянули в биографию.

Творчество в компании самовара. Когда Фёдор Михайлович работал, возле него всегда стояла кружка с чаем, а на кухне ждал горячий самовар. Книгоманы, почуяли родственную душу?

Игра в карты и большие долги привели писателя к роману «Игрок» и талантливой стенографистке Анне, которая потом стала его второй женой. Анна оказалась великолепным менеджером, добилась повышения выплат за книги и стала настоящим ангелом-хранителем для своего мужа. Но и она не всегда спасала мужа: известны случаи, когда Фёдор Михайлович закладывал даже обручальные кольца, чтобы расплатиться с долгами.

Свод правил семейной жизни создал Достоевский для Анны из-за своей патологической ревности. Супруге запрещалось надевать облегающие платья, красить ярко губы, улыбаться другим мужчинам и подводить глаза. Представляете силу любви женщины, которая добровольно отказалась от стрелок?

Рукописи — в печь. Не только стилем и подходом был похож Достоевский на Гоголя. Он, подобно Николаю Васильевичу, также сжигал рукописи. Были преданы огню черновики «Бесов», «Преступления и наказания», «Идиота». Писатель собирался сжечь всё, но жена уговорила оставить часть черновиков с отрывками. В наше время ситуацию спасло бы автосохранение.

Жизнь великого писателя полна других интригующих фактов, например, он частенько захаживал в публичные дома. Достоевский был настолько пылким, что ночные бабочки разлетались прочь, как только писатель показывался на горизонте. А чего только стоил его роман с замужней дамой, которая стала его первой женой? Даже немного обидно, что ни одного любовного романа Достоевский не создал, наверняка история имела бы успех.

Каждый факт биографии историки рассматривают подробно, рисуя перед современниками объёмную картину величия писателя. Для своего времени Достоевский действительно был новатором, стоит только провести параллели с тем, как он жил, и нашим временем. Поэтому часть привычек Фёдора Михайловича можно взять на вооружение, особенно его отношение к критике, и не бояться создавать собственные шедевры.


Рубрики