Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Вдохновение

Питер Пэн, Шекспир и битники: 8 байопиков о писателях


Фразы «Не сотвори себе кумира» и «Идеальных не бывает» можно отнести и к писателям — как начинающим, так и культовым. За великим гением конкретного человека всегда стоят вполне житейские проблемы и переживания. Например, вы знаете, откуда взялись Пеппи Длинныйчулок и Винни-Пух? Как всего один роман разрушил жизнь автора «Портрета Дориана Грея»? Как проходила молодость битников, и существовал ли Шекспир на самом деле?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы подобрали восемь хороших байопиков о писателях и ещё один бонус.

Быть Астрид Линдгрен (2018)

Кинопоиск: 7,2

Создательница фильма, датчанка Пернилла Фишер Кристенсен, показывает нам один из самых сложных периодов в жизни Линдгрен — примерно с 16 до 20 лет. Именно в это время у неё появились идеи для книг «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок» и других. Она написала их позже, но этими произведениями до сих пор зачитываются целые поколения детей и взрослых.

В основе картины — личная драма Астрид, которая повлияла на всю её жизнь и творчество. Она юна, у неё рыжие косички, как и у её будущего персонажа Пеппи, непоседливый характер, не дающий ей спокойно слушать проповеди в церкви, и строгая крестьянская семья.

Однако литературный талант не скрыть: её эссе стали известными, а возможностей для развития в деревне абсолютно нет. Но с удачей у девушки всё в порядке: Астрид замечает издатель местной газеты и предлагает стать его ассистенткой. Сначала она пишет новости, корректирует и составляет некрологи, вскоре делает первый репортаж. А потом нарушает все правила поведения в приличном обществе, влюбляется и следует велению сердца, преодолевая жизненные трудности и стереотипы. Попутно создавая истории, которые сделают её самой легендарной гражданкой Швеции ещё при жизни.

Весь фильм — мотивирующая история о том, как не потерять себя как писателя, найти силы для творчества даже в трудной жизненной ситуации и остаться верным себе. То что нужно, если вы переживаете кризис и ищите вдохновение.

В ролях: Альба Аугуст, Мария Бонневи, Трине Дюрхольм и др.

Дневник его жены (2000)

Кинопоиск: 7,2

Фильм Алексея Учителя о последних годах жизни Ивана Бунина. Трагический рассказ о человеке, который, сидя в эмиграции на вилле во Французской Ривьере, сильно тоскует по Родине и жаждет любви. У него есть слепо преданная жена, а помимо неё — юная поэтесса Галина. Дамам в любовном треугольнике некомфортно, зато писателю вполне себе уютно.

Но всё кардинально меняется, когда на виллу приезжает литератор Леонид Гуров и сообщает: Бунину присуждают Нобелевскую премию. Тут же гость влюбляется в Веру — и любовный треугольник непроизвольно превращается в квадрат, внутри которого разворачиваются душевные терзания Ивана Алексеевича.

Драматургия сюжета напоминает рассказы самого Бунина. Великолепные пейзажи, идеальная съёмка, запутавшиеся персонажи, трагичные судьбы и несчастная, но страстная любовь, передаваемая лишь взмахами ресниц.

Однако сам фильм не о творчестве и не о методе работы писателя. Бунин показан не автором, а обычным закрытым человеком: эгоистичным, равнодушным, меланхоличным, саркастичным. Он, как и все, принимает какие-то необдуманные решения, никого не слушает и частенько зависает в прошлом. Поэтому фильм станет отдушиной для тех, кто хочет посмотреть не только внутрь персонажей своих произведений, но и внутрь самого себя.

В ролях: Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Ольга Будина, Евгений Миронов и др.

Волшебная страна (2004)

Кинопоиск: 7,9

Лента о том, как появилась сказочная повесть «Питер Пэн». Лондон, 1903 год, поствикторианская Англия. Шотландский литератор, сэр Джеймс Мэтью Барри, чья пьеса только что с треском провалилась, гуляет по парку. И знакомится с семейством Дэвис: Сильвией и её четырьмя детьми. Один из них, Питер, уже устал быть ребёнком — отец умер от рака, да и мать тоже явно больна. Он думает, что взрослым страдать легче, поэтому хочет поскорее вырасти.

Барри сближается с семьёй, игнорируя мнения общества и чопорные английские нравы, всё равно играет с мальчишками в индейцев и пиратов, рассказывает им сказки. В итоге пишет своё лучшее произведение — «Питер Пэн». Кажется, Барри создал героя не потому, что не хотел становиться старше, а потому, что повзрослел слишком рано. Как и маленький Питер, с которого он писал главного персонажа.

Картина получила семь номинаций на «Оскар», однако фраза «Основано на реальных событиях» вызывает большие вопросы. Литературоведы пишут о Барри как о человеке с травмированной психикой, а не добродушном чудаке, каким он показан в «Волшебной стране». Но все возражения снимаются, если воспринимать фильм всего лишь как сказку.

Картина о том, как искать и перерабатывать сюжеты, причём делать это легко, весело и увлекательно. Ведь Барри сочиняет сказки буквально на ходу, а сюжет развивается будто сам собой.

В ролях: Джонни Депп, Кейт Уинслет, Фредди Хаймор, Дастин Хоффман и др.

Последнее воскресение (2009)

Кинопоиск: 7,4

Экранизация произведения Джея Парини «The Last Station» о последнем годе жизни Льва Толстого. Роман написан на основе дневников графа, членов его семьи и близких друзей. Несмотря на «английскость», фильм достаточно приближен к российской действительности того времени — создателей консультировал Андрей Кончаловский.

Итак, Толстой уезжает из Ясной Поляны. Гения рвут на части толстовцы, жаждущие его наследства, и пылко любящая жена, ревнующая мужа к последователям. С одной стороны, долг — кому передавать права на издание его произведений, как не толстовцам и народу? Да ещё и деньги это всё приносит неплохие. С другой стороны, любовь — жена хочет оставить всё в семье, ведь это их общий литературный труд.

История о Льве Николаевиче, ослеплённом манипуляциями близких людей, лишний раз говорит: не сотвори себе кумира. Как минимум потому, что последний от этого совершенно точно будет страдать. Или погибнет на топчане своей последней станции — Астапово.

В ролях: Кристофер Пламмер, Хелен Миррен, Джеймс Макэвой, Пол Джаматти и др.

Убей своих любимых (2013)

Кинопоиск: 7,0

Нуарная история о жизни битников, ставших культовыми, — Уильяме Берроузе и Джеке Керуаке, — рассказанная словами их друга. И конечно, Аллена Гинзберга, — одного из самых известных поэтов XX века. Эти имена сейчас известны всем, но не все в курсе, что юнош соединила не только литература и Колумбийский университет, но и Люсьен Карр. Его имя знают лишь преданные поклонники этой тройки.

В основе сюжета — история университетских друзей, которые открывают для себя творчество писателя, экстраординарного даже для XXI века, — Генри Миллера, — и становятся основателями целого литературного течения.

Творить для них — значит быть свободными. Им слегка за двадцать, но они уже понимают, что всё окружающее — лишь иллюзия. Парни устали от лжи и правил, поэтому пытаются постигнуть мир заново и понять, чему верить. Активно освобождаясь от комплексов и веселясь, они пишут стихи, страдают от своей гомосексуальности, слушают музыку и пробуют наркотики. А некоторые даже пачкают руки кровью.

Для них литература неотделима от жизни, однако погружение в любимое дело с головой приводит к необратимым последствиям. Поэтому у героев можно поучиться не только стилистическим приёмам, но и способам самовыражения в мире и творчестве.

В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Дэйн Дехаан, Майкл С. Холл, Дженнифер Джейсон Ли и др.

Часы (2002)

Кинопоиск: 7,6

Фильм состоит из историй трёх женщин, которых объединяет роман Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоуэй».

Первая героиня — сама писательница в процессе работы над книгой. Она живёт с мужем-издателем и борется с подступающим биполярным расстройством. Родные забирают её из Лондона и прячут в пригороде. К ней приезжает сестра с детьми, заглядывает кухарка и муж — со всеми ними она постоянно ссорится. Больше всего на свете Вирджиния хочет, чтобы её оставили в покое и дали дописать роман. Она никак не может решить, умрёт ли её героиня, миссис Дэллоуэй, или нет.

В 1951 году в Лос-Анджелесе беременная домохозяйка Лора Браун понимает, что не любит мужа и растит сына, который временами кажется ей чужим. «Миссис Дэллоуэй» — её настольная книга. Она хочет лишь читать её, чтобы забыть обо всём. А ещё думает, стоит ли терпеть рутину дальше или, наконец, покончить с собой, наевшись таблеток?

Третья история переносит нас в Нью-Йорк 2001 года — к редактору Клариссе Воган по прозвищу миссис Дэллоуэй. Женщина размышляет о том, как поддержать умирающего от СПИДа лучшего друга-писателя и как потом жить без него.

Лента рассказывает, как один роман может по-разному восприниматься в разные годы и разными людьми. А ещё это отличный пример того, как иногда жизни персонажей романа могут переплетаться с жизнью автора. Главное — вовремя отпустить героя и дать ему сделать свой выбор.

В ролях: Николь Кидман, Джулианна Мур, Мэрил Стрип, Эд Харрис и др.

Прощай, Кристофер Робин (2017)

Кинопоиск: 7,2

У самой милой и доброй повести «Винни-Пух» не по-детски мрачная биография творения. Писатель и драматург Алан Александр Милн возвращается с войны. Все уверены, что она — последняя и обязательно положит конец всем бойням. Каждый громкий звук мужчине кажется выстрелом, а яркий свет вызывает серьёзную паническую атаку.

Пытаясь написать антивоенный трактат, он переезжает с семьёй в пригород и борется с творческим кризисом. Прохладные отношения с женой и сыном, которого воспитывает няня, приводят к тому, что он абсолютно не умеет общаться с маленьким Кристофером Робином. Ничего удивительного: сказочники, как правило, — не самые приятные люди. Однажды оставшись наедине, отец с малышом играют в лесу с плюшевым медвежонком, тряпочным осликом и милым поросенком.

А потом он пишет книгу «Винни-Пух и все-все-все», едет в турне и превращает жизнь маленького сынишки в ад, случайно сделав его популярным. Писательство здесь — никакое не волшебство, а скилл, который способен разрушить магию рутины, а не сотворить её. Есть чему поучиться по части методики работы.

В ролях: Донал Глисон, Марго Робби, Келли Макдоналд и др.

Уайльд (1997)

Кинопоиск: 7,5

Принца парадоксов, Оскара Уайльда, в 2007 году признали самым остроумным человеком в Великобритании. Он был ироничным, циничным, романтичным и бесконечно талантливым. Неудивительно, что этот байопик получился таким же насыщенным на эмоции и события.

Но потом писатель влюбился — и это привело к трагедии. Прямо как Рембо от Верлена, Уайльд потерял голову от Бози, лорда Альфреда Дугласа. Роман с ним подточил творческие силы писателя и усадил его прямиком в тюрьму. А потом, сломленного, отправил путешествовать по миру и свёл с будущей женой, Констанцией. Вместе они даже воспитали двух детей. Несмотря на это, Дуглас стоил ему ненаписанных пьес, состояния и самоуважения.

Изысканные интерьеры богатых английских домов, ханжеская мораль викторианской эпохи и Уальд, высмеивающий убогую философию жизни своего времени — времени, которое он искренне ненавидел. И было за что: сначала общество приняло его как идола и кумира и вознесло на пьедестал почёта, а потом с радостью оттуда сбросило и растоптало.

Фильм больше о самой персоне Уайльда, чем о его писательском методе. Однако в его случае одно неотделимо от другого.

В ролях: Стивен Фрай, Джуд Лоу, Майкл Шин, Орландо Блум и др.

Бонус: Аноним (2011)

Кинопоиск: 7,5

Не байопик, но крайне любопытная картина. Многовековое изучение литературоведами и поклонниками жизни Уильяма Шекспира породило множество теорий о его личности. Рукописей пьес, сонетов и поэм, как и личных писем, не существует, а по творчеству ничего нельзя узнать о нём самом. «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Макбет» — ну как эти великие произведения мог написать полуграмотный актер, выходец из безграмотной семьи, случайно оказавшийся в Лондоне?

Таким вопросом задавались многие: Чарльз Диккенс, Орсон Уэллс, Чарли Чаплин, Зигмунд Фрейд и другие. Все они считали, что настоящим «Шекспиром» был Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд, которому заниматься литературой было просто не по статусу. А Роланд Эльрих экранизировал эту теорию.

В ролях: Эдвард Хогг, Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Саша Петрикова.


Рубрики