Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Вдохновение

Грамматика, орфография и дислексия: известные авторы, писавшие с ошибками


Знакомы с синдромом самозванца? Многие начинающие авторы годами пишут в стол и не публикуются, потому что равняются на кого-то из великих. Куда уж им до них! Но великими не рождаются, ими становятся. Даже у самых культовых писателей было множество проблем: с зависимостями, самооценкой, страстями и привязанностями. А еще — с грамотностью. Пушкин и Хемингуэй писали с ошибками и вообще этого не смущались — как и Маяковский с Агатой Кристи, у которых была дислексия.

Писатели, допускавшие ошибки

 

Александр Пушкин

Известные произведения: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов».

Про великого русского писателя частенько пишут, что он был безграмотен, но это неизменно оправдывают тем, что он формировал язык. Этот аргумент вполне понятен — нормы орфографии сформировались поздно, поэтому странно предъявлять претензии поэтам и прозаикам прошлых веков. Но некоторые правила все же существовали, как и ошибки на письме у Пушкина.

Главный бич Александра Сергеевича — окончания: в «Евгении Онегине» у него — семинарист в «желтой шале», а в Дубровском — человек «фризовой шинеле». Помимо этого, он грешил любовью к разговорным формам, поэтому в рукописях проскакивали «бревны», «селы» и «серебряной», а не «серебряный».

Эрнест Хемингуэй

Известные произведения: «Старик и море», «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол».

Про не очень высокую грамотность Хемингуэя тоже любили поболтать, но тут было дело не только в отсутствии таковой, как еще и в лени. Если он творец, настоящий гений, то зачем ему возвращаться и вычитывать только что написанное? Это работа корректоров и редакторов, пускай отрабатывают свои деньги. Последние иногда от грубости ошибок только разводили руками, но со своей работой справлялись: в итоге Хемингуэй получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премии по литературе.

Проблемы у писателя были с причастиями: вместо «loving» он писал «loveing», а вместо «moving» — «moveing». Вероятно, дело в том, что он действительно не считал грамотное письмо важным: после выпуска из школы он работал в газете, где у редакторов он учился точности и ясности языка. Там он перенял умение четко формулировать мысли, отсекать пустословие и избыточность, устранять стилистические небрежности. Писателю это оказалось нужнее, чем проверка орфографии.

Евгений Баратынский

Известные произведения: «Эда» и «Пиры», «Бал», «Сумерки» (сборник стихов).

Один из самых недооцененных и загадочных поэтов XIX века, о чьих «Пирах» говорили, что они на полвека опередили «Евгения Онегина», — тоже не эталон для подражания по части грамматики. В ней он разбирался чудовищно плохо. Поэт в совершенстве владел итальянским, французским и немецким языками — и не так хорошо русским. Вероятно, из-за воспитания европейскими гувернерами.

Основная проблема — незнание знаков препинания. Он категорически не ставил ничего, кроме запятых. Все его стихи перед публикацией Баратынский отдавал для редактирования своему другу, Антону Дельвигу, а тот, в свою очередь, передавал жене — Софье Михайловне. И просил переписать до точки. Но их-то как раз и не было: стихотворения даже заканчивались запятыми. Он и в своей фамилии умудрялся ошибаться — то «Евгений Абрамов сын Баратынской», то «Боратынский».

Джейн Остен

Известные произведения: «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Чувство и чувствительность».

Одной из самых известных писательниц в детстве не повезло с учителями — в этом и кроется проблема недостаточной грамотности. В школе, где она училась, была деспотичная директриса, которая варварскими методами доводила девочек до нервного и физического истощения — весь процесс преподавания строился на страхе перед ней. В следующем учебном заведении учителя попросту игнорировали успеваемость.

Джейн перевели на домашнее обучение. Она прочитала множество книг, но грамотной так и не стала. Зато умела сочинять истории. Ошибки в ее рукописях исправляли корректоры, без которых она не могла справиться.

Писатели, чьи ошибки не доказаны

С ошибками часто писал Николай Гоголь, но литературоведы до сих пор спорят, правда ли это — возможно, все дело в адаптации украинского языка на русский. Переложением текстов Гоголя занимался Николай Прокопович, талантливый литератор, товарищ по гимназии. Исследователи утверждают, что Гоголь писал, не особо соблюдая грамматические нормы, но его язык при всей своей безграмотности скрывал в себе истинное народное очарование.

Проблемы с орфографией и стилистикой были у Льва Толстого и у Федора Достоевского — но вопросы довольно спорные: многие свои произведения они наговаривали своим женщинам, которые записывали под диктовку. Абсолютно все их произведения подвергались редактированию.

Признанный классик советской драматургии Николай Федорович Погодин тоже писал с грубыми ошибками, полностью игнорируя в своих пьесах знаки препинания. Все его произведения сначала перепечатывала машинистка, работавшая на него много лет.

Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», был главредом журнала «Юность», но при этом делал много ошибок, например, писал «чушь» без мягкого знака. Подобное пишут про Сергея Есенина, Антона Чехова, Александра Островского, Максима Горького; ошибки четко видны в рукописях прозаиков Виктора Астафьева и Валентина Пикуля и в «Духless» Сергея Минаева.

Писатели (вероятно), имевшие дислексию

Дислексия — расстройство, связанное с навыками чтения и письма с сохранением общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью: проблемы с овладением навыком чтения, письма (дисграфия), арифметики (дискалькулия), с грамотностью, с нарушением моторики и координации (диспраксия), с поддержанием внимания (СДВ(Г)).

Расстройство никак не связано с интеллектом, поэтому людей, у которых его диагностировали, нельзя считать неграмотными. Но то, что они писали с ошибками или без знаков препинания, — факт.

Вероятно, у кого-то из этих писателей (а может, и у всех), была дислексия, но она не доказана, поэтому и мы не можем этого утверждать.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Известные произведения: «Великий Гэтсби», «По ту сторону рая», «Ночь нежна».

Один из самых известных представителей «потерянного поколения» плохо учился в школе, из-за чего его выгнали оттуда в двенадцатилетнем возрасте. Он не делал домашние задания и писал абсолютно не грамотно. Несмотря на то что уже во взрослом возрасте Фицджеральд был прекрасным рассказчиком, писать правильно он так и не научился.

Исследователи полагают, что всему виной была дислексия. Именно из-за нее у писателя были проблемы с концентрацией и ужасные орфографические ошибки. Один только оригинальный вариант «Великого Гэтсби» содержал их в себе сотни — и некоторые из них до сих пор находят редакторы. А после выхода «По ту сторону рая» литературные критики разгромили Фицджеральда в пух и прах, называя роман «одной из самых безграмотных книг из когда-либо изданных».

Владимир Маяковский

Известные произведения: «Облако в штанах», «Про это», «Флейта-позвоночник».

Поэт, который, как никто, чувствовал ритм текста, что и сформировало его собственный стиль. А вот знаменитая «лесенка», по мнению литературоведов, появилась из-за дислексии — из-за нее он просто не понимал, где нужны знаки препинания. В его рукописях иногда совсем отсутствовали точки и запятые. Маяковский говорил, что их ненавидит, поэтому и игнорирует.

Он бросил школу после пятого класса и, будучи поэтом, не уважал не только пунктуацию, но и общепринятые литературные нормы. Поначалу правкой его текстов занимались коллеги-футуристы, а затем всю редакторскую часть взял на себя Осип Брик. Самым ярким и показательным моментом из его мемуаров оказалось воспоминание о печати «Облака в штанах» и «Флейты-позвоночника» (в оригинале дефиса тоже не было). Тогда редакторам пришлось проставить знаки на шести страницах блока текста, а также исправить грамматические ошибки.

Льюис Кэрролл

Известные произведения: «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка».

Англичанин Чарльз Лютвидж Доджсон был математиком, философом, богословом и фотографом, а также писателем, создавшим сюрреалистическую сказку про Алису. Он писал с грубыми ошибками, хотя для джентльмена Викторианской эпохи это было невежливо и неприлично. Но он от этого не страдал.

Мальчиком он сначала получил домашнее образование, показав себя умным и сообразительным, а потом учился в специальной грамматической школе, где особых успехов не продемонстрировал. Помимо всего, Чарльз был левшой, чего не одобряла религия. Из-за запретов он нервничал, а затем начал заикаться. Исследователи практически уверены, что у Кэрролла была дислексия. Что, кстати, не мешало ему более четверти века читать лекции по математике в Оксфорде.

Агата Кристи

Известные произведения: «Пуаро ведёт следствие», «10 негритят», «Тринадцать загадочных случаев», «Мышеловка».

Та же особенность была и у королевы детективного жанра — Агаты Кристи. В школе она не могла концентрироваться и писать грамотно, поэтому одноклассники над ней сильно насмехались. Давление было таким сильным, что родители забрали ее и перевели на домашнее обучение. Мама Агаты всерьёз полагала, что до восьмилетнего возраста ребенка совершенно не стоит нагружать письмом и чтением. Но последнему Кристи научилась самостоятельно еще в пять лет.

Несмотря на то что она много читала, девочка физически не могла писать корректно — пусть и придумывала интереснейшие истории с запутанными сюжетами. При этом Агата даже имена своих героев частенько писала с ошибками. По популярности её книги сравнивают с произведениями Шекспира, а он, кстати, тоже всегда писал свое имя по-разному.

Ханс Кристиан Андерсен

Известные произведения: «Русалочка», «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Дюймовочка».

Дислексия знаменитого сказочника не доказана, но такое мнение среди исследований встречается довольно часто. В школьные годы он был нервным и нескладным, болезненно реагировал на критику. Он очень хотел учиться, но выходило у него неважно. В то время физические наказания школьников воспринимались как обыденность, поэтому Ханс боялся не только замечаний от учителей, но и порки.

Андерсен считался потрясающе неграмотным автором, поэтому его рукописи возвращали сразу же, даже не дочитав до конца. Издатели, СМИ и общество искренне считали, что тот, кто «глумится над языком, не может быть писателем». Как и Агата Кристи, сочинителем он был отменным, а грамматические ошибки совершенно не помешали стать легендой. Пускай ему и пришлось потратить уйму денег на редакторов и корректоров.

***

К другим известным личностям с дислексией, из-за которой допускали ошибки на письме, относятся Пётр Первый, Уолт Дисней, Стивен Спилберг, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Николай Гриценко, Линдон Джонсон, Джордж Буш, Чарли Чаплин, основатель IKEA Ингвар Кампрад, король Швеции Карл Густав, Кира Найтли, Мерилин Монро, Том Круз, Энтони Хопкинс, Нельсон Рокфеллер, Линдон Джонсон, Майкл Фелпс и другие.


Рубрики