Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Вдохновение

Графоман или великий литератор: как найти себя


Граница между графоманией и литературой порой трудно вербализуема, но всегда очевидна. Как же понять, в каком «стане» находятся ваши собственные произведения?

Когда в голове появляется идея и так и тянет сесть за стол с тем, чтобы набросать очередное произведение искусства, стоит в первую очередь оглянуться. Словно посмотреть в зеркало. Это необходимо для того, чтобы понять, для чего вы станете трудиться, к какой категории отнести ваш труд. Будет ли он яркой звездой на небосводе великих произведений или же он заведомо обречен лежать в столе в ожидании лучших времён? А проще говоря: графоман вы или всё-таки творец и писатель?

Современные предпосылки

В наши дни всё большие обороты набирает самиздат. Существуют целые сервисы и онлайн-библиотеки, позволяющие опубликовать своё произведение без особых финансовых и временных затрат. Примером могут стать отечественные «ЛитРес», «Самиздат» и Ridero, наше издательство DeLibri, а также зарубежный Amazon.

Например, продажи книг независимых авторов на «ЛитРес» увеличились более чем 65 % в 2020 году, а значит, авторы больше не ограничивают себя мнением привычных издательств и готовы отправляться в самостоятельное плавание.

Казалось бы, что может быть лучше? Садись и пиши, как только появятся хоть сколько-нибудь интересные идеи. На деле, конечно, не всё так просто. Много людей любят писать или мечтают об этом, но не все даже садятся за письменный стол. Мешает страх сделать что-то не то, не понравиться читателю, ошибиться. Однако те, кто преодолевают свои, созданные в воображении барьеры, получают свой плод.

Но не всегда писательский труд получает одинаковую оценку. В зависимости от качества текста его можно условно разделить на графоманию и большую литературу. И тут, прежде чем отправляться в издательство или на издательскую платформу, стоит разобраться, к какому лагерю отнести своё произведение.

Что такое графомания

Графомания — это навязчивое, доходящее до психологической патологии стремление писать книги и быть прочитанным, опубликованным для широкой публики. Такой вид творчества иногда даже называют психическим заболеванием. Этот термин существует даже в психиатрии и психологии, который можно встретить в учебниках и списках заболеваний. Он означает болезненную страсть к бесплодной писанине, которая не имеет под собой культурной ценности, а возникает зачастую от одиночества и неумения выразить свои мысли.

Как считают психологи, графомана всегда выдаёт нетерпимость к критике. Он подсознательно понимает некачественность текста и не хочет слушать советы или даже просто чужое мнение. А у опытного автора и собственные сомнения относительно текста будут слышны, он чуток ко всему и хочет довести работу до совершенства. Кроме того, у графомана количество по значимости превышает качество, он пишет день ото дня и не может остановиться.

Продукт графомана — это творчество, которое иногда стыдно показать друзьям, не то что публиковать. Конечный продукт может быть объёмным, зачаровывающим самого автора, но неподъёмным с точки зрения стороннего читателя. Неудачные стихи, авторы которых даже забывают иногда про самую простую рифму в духе «любовь-морковь», — тут самый очевидный пример.

Ещё парочка иллюстраций некачественного для постороннего человека труда. Книги, написанные по следам чьих-то произведений (как, например, любительские фанфики, столь любимые читателями фантастики и фэнтези). Непонятные без комментариев автора текстовые зарисовки, в которых нет начала и конца, не ясны герои и сюжет не выстроен.

С другой стороны, важно понимать, что есть заболевание, а есть просто неразвитые писательские навыки или отсутствие теоретической подготовки. Стоит такому человеку походить на курсы или позаниматься в писательской мастерской, и он яснее будет видеть свои огрехи, с осторожностью начнёт относиться ко времени, что проводит за письменным столом, и сможет, в общем-то, перешагнуть от несерьёзной любви к писательству к большему мастерству. В этом могут помочь и лекции, и книги, коих в Интернете достаточно.

Важно понимать и то, что тяга к писательству может иметь и психологические причины, которым ещё далеко до маниакальных. В современной психологии есть несколько направлений, которые рассматривают письменные практики как альтернативу очным походам к психологам, а значит, сидение с ручкой и тетрадкой по вечерам может помочь избавиться от детских страхов, комплексов, социофобии и одиночества. В хорошем смысле. Необязательно из-за этого обзывать себя графоманом, но и показывать такие личные истории тоже не всегда имеет смысл.

Что такое литература

Что действительно считать литературой — вопрос дискуссионный. Для кого-то это Пушкин и Лермонтов, а для кого-то и Стефани Майер, и Эрика Леонард Джеймс. Однако когда хочется написать произведение, которое стоит сохранить для потомков, будет не стыдно опубликовать на широкую аудиторию, приходится тщательно думать обо всем: стиле, смысле, языке, сюжете, героях. Литература, классическая и современная, — это всегда труд. И труд большой, осознанный, очень ответственный, от первой идеи до последней точки, во время множества редактур.

Но в любом случае перед началом работы необходимо определиться с «уровнем» своего текста. Это означает поставить цели, определить потенциальную аудиторию, собирать материал, готовые куски в процессе работы показывать знакомым и уважаемым специалистам в области.

Такой многоуровневый труд требует анализа рынка, понимания современной ситуации. Однако при ответах на эти большие вопросы: «Кому нужна моя книга?», «Что привлечёт читателя?», «Как я буду продвигать своё произведение?» — нужно и не забывать о том, что творческая, ваша уникальная сторона не менее важна.

Литература — это порой больше, чем работа. Ведь здесь нет начальников и судей, автор отвечает за своё произведение от начала и до конца. Сам выстраивает порядки и законы, говорит голосами своих героев. А сбор дополнительной документальной информации об эпохе, в которой происходит действие, костюмах, быте, лексике — может отнять много времени и сил. Но чем защищеннее будет ваше произведение с этой точки зрения, тем благосклоннее вас примет читатель, ведь он отметит разницу между голыми фантазиями и работой с архивами, историческими книгами.

Решение, к какому строю принадлежать, не всегда делается осознанно. Люди иногда начинают с простых детских четверостиший, а заканчивают поэмами, как, например, Сергей Есенин. Но если есть тяга писать, возможно, стоит делать это со стремлением остаться в золотых рядах классиков — или конечно же получать удовольствие от процесса.


Рубрики