Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Young adult: 6 советов для авторов, как избежать распространенных ошибок


В русском языке ещё не устоялось понятие «молодых взрослых» — людей от пятнадцати до двадцати двух лет, — но жанр, ориентированный именно на эту возрастную категорию, успел самостоятельно оформиться в последние годы. Что же стоит понимать под young adult (YA) литературой?

Что такое Young adult

 

Young adult — не столько единый жанр, сколько их совокупность: это может быть фэнтези, антиутопия, детектив, любовный роман или социальная драма.

 

В первую очередь, ключевую роль играет главный герой, помещённый в обозначенные возрастные рамки: он разговаривает с читателем на одном — простом и понятном — языке, не поучает и не наставляет, но помогает в понимании и решении конфликтных вопросов.

 

Второй отличительный признак — это мотив эмоционального взросления героя, который «изгнан из рая» (детской и подростковой литературы) и вынужден сталкиваться с теми проблемами, которые раньше решали за него взрослые. Не меньшее значение имеют доступный стиль, не перегруженный отсылками, актуальность тем, прямота сюжета и внушающая надежду концовка.

 

В России YA издают в нескольких издательствах: «КомпасГид», «Popcorn Books», «Эксмо-АСТ», «Поляндрия No Age», «Clever» и «МИФ.Проза». Благодаря своей легковесности, young adult сейчас один из самых востребованных жанров не только среди читателей, но и начинающих авторов. И, к сожалению, популярность жанра порождает повторяющиеся ошибки. Попробуем разобраться, с чего следует начать при написании YA-текста и каких ошибок необходимо избегать.

 

1. Сформулируйте идею

 

Идея не равна морали, но без целостной концепции, единого замысла и авторской позиции текст рискует оказаться пустым. Ошибочно полагать, что, если роман рассчитан на подростка или молодого читателя, он может быть простым: текст без стержня едва ли заинтересует читателя, а уж тем более издателя и критика. Конфликт героя с обществом, ценность семьи, проблемы эмпатии, поиск места в жизни.

 

Спросите себя: «О чём я хочу сказать?» Авторская позиция должна сопровождать писателя на пути от задумки к воплощению, именно на ней выстраивается каркас произведения.

Если вы вводите актуальную повестку и пишете о резонансных темах, например, проблемы ЛГБТК+, гендерной дискриминации, расизме, ВИЧ и так далее, старайтесь не смешивать всё и сразу — есть риск, что каждая тема будет перетягивать смысловое одеяло на себя, и основной идейный стержень потеряется.

 

2. Определите читателя

 

Когда речь идёт о литературе, ориентированной в том числе на несовершеннолетнего читателя, важно знать о ФЗ-436 — Федеральном Законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». То есть ряд тем — алкоголь, наркотики, курение, гомосексуальные отношения, откровенные сексуальные сцены, нецензурная брань и другие — попадают под категорию 18+.

 

В России до сих пор существуют нормы, регулирующие возрастную маркировку, хотя на рассмотрение в Госдуму и внесён закон об отмене классификаций. ФЗ-436 таким образом чётко разделяет YA-литературу и подростковую: вторая, например, имеет шанс попасть в детские и школьные библиотеки, когда тексты 18+ так или иначе ограничены в аудитории. То есть, создавая текст, писатель должен предварительно понимать, каким возрастным рекомендациям он соответствует.

Какая же ошибка может возникнуть в этом случае? Например, автор может написать чуткий роман о взрослении бисексуальной девушки четырнадцати лет и не найти издателя: тема вынудит поместить книгу под плёнку и поставить знак 18+. Однако какому взрослому читателю действительно интересно читать о переживаниях героини на верхней границе полового созревания? Разумеется, такой читатель найдётся, но аудитория ощутимо сократится — а значит, издателю будет попросту невыгодно печатать небольшой тираж. А всего-то нужно было поднять возраст героини хотя бы до шестнадцати — семнадцати лет.

 

3. Начните с синопсиса и следуйте внутренней логике

 

Как и в случае с целостной идеей произведения, внимание необходимо уделять и сюжетной последовательности. Для этого и существует синопсис — краткое описание событий в тексте.

 

Сначала проработайте основной сюжет, сформируйте композицию, а после углубляйтесь в эпизоды, но всегда держите в голове целостную структуру — это поможет вам сохранять внутреннюю логику. Не забывайте, что задача писателя — выстроить мир с причинно-следственными связями.

 

Конфликт не может быть решён с потолка, поэтому всегда оценивайте последовательность действий героев и задавайте себе вопросы — в каждом читателе сидит внутренний критик, и вы должны быть готовы ответить на любой, даже самый дотошный вопрос о мотивации и действиях персонажей.

 

Издатель принимает решение о том, читать рукопись или нет, именно по содержанию синопсиса. Поэтому каждое слово, каждая деталь в нём должны быть выверены. Например, если вы вводите в синопсис эпизодическую линию, обязательно уточните, получает ли она развитие — иначе ридер издательства посчитает, что вы теряетесь в сюжете.

 

4. Пишите о том, в чём разбираетесь

 

Нет ничего более отталкивающего в тексте, чем писатель, который не разбирается в своей теме. Автор-мужчина, углубляющийся в фем-повестку со стороны женского персонажа, филолог, создающий текст о врачах, зумер, ностальгирующий по Советскому Союзу, — почти всегда это рискованная оптика.

 

К сожалению, лишь единицам удаётся описывать чуждый опыт правдоподобно — и даже в таком случае писателю необходимо выступить в роли исследователя. Современный интернет располагает большим количеством материала по каждой теме, более того, всегда можно найти респондентов и взять интервью по интересующей теме. Например, ваш герой вырос в религиозной семье, но хорошо ли вы ориентируетесь в этих конфессиональных традициях?

 

Вдобавок, учитывайте, что ни одна книга не может существовать вне общего литературного контекста. Это значит, что не стоит пренебрегать литературой других авторов — тех, что уже писали на выбранную вами тему. Поинтересуйтесь, как другие авторы решали поставленную проблему?

 

5. Систематизируйте художественный мир

 

Порой это кажется неочевидным, но независимо от того, реальный или фантастический мир вы создаёте в тексте, формально он всегда остаётся фиктивным, а значит, его всегда нужно выстраивать с нуля. Конечно, перед автором фэнтези, антиутопии и фантастики встаёт особенно сложная задача — необходимо проработать не только мир вокруг главных героев, но и если не описывать, то держать в голове прошлое, будущее и подробности настоящего.

Когда речь идёт о фантастическом мире, у читателя возникает десяток вопросов об окружающей героя вселенной: какие есть религии, какая используется система летоисчисления, как устроено государство и даже как складывается быт рядовых персонажей. Если объём текста не позволяет насыщать его деталями, вы как минимум должны учитывать эти моменты при написании — в конце концов вдруг когда-нибудь появится сиквел?

 

6. Не пренебрегайте саморедактурой

 

Запомните, первый редактор вашего произведения — это вы. Если сложно отстраниться и смотреть на текст свежим взглядом, есть отличный совет — читайте вслух. Чтение вслух поможет избавиться от ряда погрешностей: от тяжеловесных конструкций до сбитого ритма. Чем чище будет ваш текст, тем больше вероятность, что издатель присмотрится к нему. Поэтому, если вы не уверены в своих редакторских навыках, попробуйте как минимум избежать следующих типичных ошибок:

 

  • Орфографические и пунктуационные ошибки;
  • Повторы — избегайте повторов на одной странице, а эмоционально насыщенные слова лучше не повторять в рамках одной главы;
  • Речевые клише, канцеляризмы и «пустые» эпитеты и фразы;
  • Перегруженный синтаксис;
  • Логические ошибки.

 

Все эти советы подойдут не только авторам, предпочитающим YA, в большинстве случаев они универсальны и могут стать хорошим вспомогательном материалом при написании книги. Ну а самое главное — это найти хорошего редактора, с ним ваша рукопись обречена превратиться в успешную книгу.

 

И напоследок не менее важный совет — вдохновляйтесь. Прочитайте, например, эти современные книги:

 


Рубрики