Блог издательства Delibri

Идеи, опыт, вдохновение и мастерство
Рубрика: Мастерская автора

Из журналиста в писателя: проблемы творческого роста


Журналист и писатель. Обе эти профессии связаны со словом. Журналист — это, пожалуй, первая ступень к писательской карьере, и многие из репортеров, корреспондентов, обозревателей становились создателями книг, часто обобщая и систематизируя накопленные материалы.

Один из примеров Эрнест Хемингуэй. Еще в школьные годы он прошел подготовку на курсах по журналистике в Фэни Бигс. Лучшие авторы на этих курсах, устроенных по принципу «будто класс был газетным офисом», получали возможность публиковаться в школьной газете «Трапеция».

 

После окончания школы будущий писатель решил не поступать в университет, как настаивали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету репортером — репортажи, наблюдения и зарисовки того времени послужили источником вдохновения многих рассказов.

 

И здесь может возникнуть закономерный вопрос: в чем главное отличие журналиста от писателя?

 

Два подхода

 

Журналист выступает своего рода посредником между информационным полем, информационной повесткой и обществом, людьми. Он рассказывает о том, что творится в мире в широком смысле этого слова, в стране и за рубежом, в разных сферах.

 

В журналистике, как и в «большой» литературе, есть разные жанры. Новость, аналитическая статья, интервью, обзор, эссе, отчет — все это разные жанры, но объединяет их одно: они базируются исключительно на фактах. Никаких домыслов, художественного вымысла, полета фантазии. Повторимся еще раз: журналист пишет о реальных вещах и, как правило, в режиме реального времени.

 

Здесь могут быть и исключения, когда он записывает и воспроизводит чьи-то воспоминания при создании какого-нибудь материала о современности обращается к предыстории, к дням минувшим. Журналистский текст может иметь и признаки художественности (диалоги, описания природы, зарисовки), но это всегда именно документальное произведение, лишенное права на вымысел.

Иное дело — писатель. Он волен в своей фантазии, в авторском замысле и вымысле. Он может создавать собственных героев и миры, и даже вселенные. В этом отношении он куда более свободен, нежели журналист, хотя может быть сжат жесткими сроками создания произведения во исполнение издательского договора.

 

Писатель творит по велению души. Он словно в «башне из слоновой кости», тогда как журналист находится в вечной круговерти информационного шума и даже хаоса, из которого он извлекает материал для работы. Это может привести к эмоциональному выгоранию от постоянного общения с людьми, различных мероприятий, пресс-конференций. Все это, конечно, выматывает. Иногда до предела.

 

У кого-то из журналистов может возникнуть желание «отдохнуть», «переключиться» — написать книгу, тем более что для нее изрядно накопилось материала, ждущего заинтересованного читателя, как предполагает журналист. Книга — это новый статус, свой след в истории, популярность и, возможно, деньги.

 

Тонкая грань

 

И исторически, и в нашей современности многие писатели являлись и являются выходцами из «газетчиков», репортеров.

 

По мнению писателя и журналиста Дмитрия Быкова, нет жесткого разделения на журналистику и литературу. И это устоявшаяся традиция — вспомним: Булгаков о деле Комарова, Короленко о деле вотяков, Чехов о Сахалине.

 

Сегодня широко представлен и другой феномен: журналисты становятся писателями, не уходя из периодических изданий.

Опубликованные ранее в газетах и журналах материалы объединяются в книги и издаются. Такие произведения есть у Андрея Колесникова, Дмитрия Соколова-Митрича, Ирины Петровской, Михаила Леонтьева. Так что вопрос о соотношении литературы и журналистики носит дискуссионный характер.

 

Журналистика XXI века представляет собой информационное пространство, имеющее во многом субъективный, иногда вымышленный характер, и содержит в себе творчество как собственно журналистов, так коммуникантов — представителей разных профессий и областей знаний. Ко второй группе относят и писателей. Таких, например, как Юрий Поляков, Сергей Шаргунов, тот же Быков.

 

В поисках жанра

 

Итак, вы раздумываете над писательской карьерой, будучи уже состоявшимся журналистом. Важно определить жанр, в котором собираетесь творить и, быть может, даже создавать шедевры. Самый рациональный подход — начать с документалистики, то есть на основе своих журналистских произведений выстроить целостное повествование в форме законченной книги.

 

Возникло желание шагнуть дальше. Есть замысел рассказа, повести или даже романа. Но на «бумагу» он не ложится. Потому что вы, как журналист, в общем-то привыкли писать иначе. Диалоги, лирические отступления, описания природы, настроения и чувства героев — все это было далеко от вашей творческой кухни.

 

Сухое изложение документального произведения можно оживить диалогами и даже вымышленными персонажами. Это первый шаг к написанию в дальнейшем художественных произведений: очерков, рассказов, повестей и, наконец, романов.

 

В писательство устремляются не только из журналистики, но и из других сфер. Какой совет можно дать?

По крайней мере на первом этапе, выберите тематику и жанр близкий вам по вашему бэкграунду, опыту работы.

 

Например, вы — бывший экономист. Вам не понаслышке знакомы сухие строки отчетов, прогнозов. Начните с создания научно-популярного произведения, ведь экономика — это не только сводки, цифры, графики. Здесь есть место сильным эмоциям и страстям, удивительным историям, юмору — и все это может быть чрезвычайно увлекательно, тем более что любой человек так или иначе вступает в экономические отношения практически на протяжении всей своей жизни.

 

А набив руку на научпопе, можно приступить и к художественным трудам. Для технарей, наверное, будет интересен такой жанр, как киберпанк. Сам термин является синтезом двух английских слов cybernetics — «кибернетика» и punk — «панк».

 

Произведения этого фантастического жанра описывают антиутопический мир будущего, где высокое технологическое развитие — информационные технологии и кибернетика — сочетаются с всеобъемлющим, чрезмерным, неограниченным государственным контролем за обществом, за любыми проявлениями общественной инициативы.

 

К киберпанку примыкает такой относительно новый подвид художественной фантастики, как ЛитРПГ (литературная RPG), — он должен быть близок программистам и представителям смежных направлений. Этот жанр представляет собой реальность, вплетенную в мир компьютерных игр. Как реально существующих, так и вымышленных.

 

Нужно знать, что в современной художественной литературе огромное количество жанров и поджанров. И они продолжают появляться. Каждый может найти свою нишу.

 

То же самое можно рекомендовать и журналистам, ведь в журналистике бесчисленное множество совершенно разных специализаций: кто-то пишет о моде, кто-то о строительстве, кто-то об экологии и природе, путешествиях.

 

С чего начать?

 

Как уже понятно из предыдущей части, с определения направления и жанра. Позволим себе практический совет для начинающего писателя-журналиста.

Предположим, вы описываете в статье производственные проблемы, управление персоналом. Возьмите за основу свой же материал и попытайтесь его «оживить». То есть введите в безликое повествование неких «героев» — представителей высшего менеджмента, менеджеров среднего звена. И так далее — вплоть до уборщиц.

 

Придумайте сцену совещания, где руководство распекает подчиненных за несвоевременное решение той или иной задачи. Продумайте диалоги, хотя бы схематично. Мысли и чувства тех и других. А теперь можно добавить штрихами обстановку в офисе — описание мебели, цветов в кадках. Как их проливают, как журчит вода, и какие мысли навевает это руководителю или подчиненному, которого только что подвергли словесной экзекуции. Быть может, это мысли о скором отпуске — на море или на озере, на реке. Или порыв бросить все к чертям, окончательно поселиться на даче, стать фрилансером, заняться фермерством.

 

И вот готовы наметки производственного очерка, рассказа — почти закончено произведение, которое не стыдно опубликовать на каком-либо литературном ресурсе. И оно может постепенно вылиться в нечто большее — в повесть, роман.
Еще один хороший способ приступить к написанию художественной прозы — ведение дневника. Но не сухо. Вроде того, что сегодня встал во столько-то, выпил кофе с тостом и в 9:00 был на работе. Старайтесь включать в повествование мысли, чувства, эмоции, описание окружающей обстановки. Можно даже кое-что присочинить.
Если у вас есть дети, попробуйте писать для них. И, соответственно, читать. Это благодарная аудитория и вместе с тем требовательная — не терпящая фальши.

 

Вспомним, что и выдающийся писатель Толкиен задумал «Хоббита» специально как сказку для детей, хотя был лингвистом, автором многочисленных научных трудов, что и по сию пору изучаются студентами-филологами, порой и не подозревающими о том, что это же имя значится и на обложках совсем других книг.

 

Самое главное, не отчаиваться, не предаваться унынию, если первый (может быть, и последующий) блин пойдет комом. Вспомните, как вы делали первые шаги в журналистике. Тоже, наверное, было непросто!

 

Подведем итоги

 

Начинать нужно с малого, не следует сразу замахиваться на роман-эпопею. Попытаться сделать из своих же журналистских произведений художественные тексты («облепить» художественными элементами «скелет»).

 

Писать о том, что близко из прежнего опыта, выбрать наиболее близкий вам жанр.
Хорошая «стартовая площадка» — научно-популярная литература.


Рубрики